Экспедиция во время войны

Экспедиция во время войны

В 2020 году в России будет отмечаться 75-летие победы в Великой Отечественной войне. Наша страна заплатила слишком большую цену за эту победу – более 27 миллионов погибших. Работники геодезии и картографии наравне с другими участвовали в завоевании победы. К сожалению, в живых из них остается все меньше и меньше. Сегодня мы открываем рубрику «Воспоминания ветеранов геодезии и картографии», посвященную всем, кто добывал нам победу.

Из воспоминаний бывшего начальника экспедиции № 72 В.В. Кишинского.

После начала войны выросла потребность в геодезических и топографических картах. В целях освоения и развития территорий Европейского Севера, Дальнего Востока, Средней Азии стали активнее проводиться аэрофотосъемки. К 1942 году производство топографических карт масштаба 1:100 000 и 1:200 000 увеличилось в два раза.

За образцовое выполнение задания правительства по производству карт Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 ноября 1942 года были награждены орденом Ленина топограф Григорий Григорьевич Дернич и печатник Иван Николаевич Ваичев. Правительственных наград удостоились другие работники Главного управления геодезии и картографии (ГУГиК): Александр Николаевич Жуков, Михаил Александрович Казанский, Николай Васильевич Фомин, Иван Григорьевич Конищев, Григорий Григорьевич Кузнецов, Григорий Николаевич Кузнецов, Иван Сергеевич Попов и многие другие.

Накануне войны, в мае 1941 года, Главное управление геодезии и картографии организовало комплексную Верхоянскую аэрогеодезическую экспедицию для выполнения правительственного задания по созданию топографической карты масштаба 1:100 000 в бассейне реки Яны на площади 90 000 квадратных километров. Карта была необходима в первую очередь геологам для разведки месторождений золота и олова. После начала войны потребность в этих металлах возросла, а если учесть, что олово до этого времени в основном закупалось за рубежом, то эти работы стали особенно актуальными.

Топографическую карту планировалось создать стереотопографическим методом с использованием материалов аэрофотосъемки, астропунктов, высотной основы, эталонов дешифрирования и географического обследования.

В июле 1941 года из Якутска в район предстоящих работ гидросамолетом «Дарневаль» вылетела группа экспедиции с необходимым оборудованием, снаряжением и материалами для начала работ. В состав группы входили: начальник экспедиции, астроном, географ, фотолаборант и два фотограмметриста. Этим же гидросамолетом летели несколько геологов. Перелет осуществлялся впервые по решению Якутского обкома партии и едва не закончился трагически. Во время пролета над Верхоянским хребтом неожиданно отказал двигатель, и перегруженный гидросамолет стал стремительно снижаться. Внизу горы, тайга – приводниться негде. Чтобы снизить скорость падения, пилот приказал выбросить груз за борт. В считанные минуты почти весь груз был выброшен, а пилот слил топливо, и гидросамолет, планируя, стал медленно опускаться на землю. К счастью, горы закончились, впереди показалось озеро Столбы, и мы при ярком свете северного солнца спокойно приводнились. Радость была неописуемая – кругом непролазная тайга, где еще не ступала человеческая нога, а мы живые и невредимые покачиваемся на глади озера. Однако нам пришлось избавиться от многих приборов, снаряжения, материалов. Мы радировали в Якутск о происшедшем и стали ждать парохода, который повез нам оборудование для выполнения задания. Экспедиция разбила лагерь в местечке Юттях в 50 километрах от Верхоянска, недалеко от озера Кульмах, куда должен был прилететь из Красноярска аэрофотосъемочный гидросамолет МП-1бис. Но к сожалению, он не прилетел по причине того, что пилот Шаманов и штурман-аэрофотосъемщик Лорин в красноярском военкомате настоятельно потребовали отправки их на фронт и их просьба была удовлетворена, а замены им не нашлось.

Позже мне рассказывали, что Шаманов и Лорин прошли всю войну, летали на бомбардировщиках, топили фашистские корабли с военным снаряжением. Однажды они получили задание уничтожить немецкий эсминец, который направлялся к Ленинграду. Эсминец был потоплен, а изрешеченный зенитками самолет Шаманова и Лорина благополучно долетел до аэродрома. За этот подвиг Шаманову и Лорину присвоили звание Героев Советского Союза с вручением орденов Ленина. По окончании войны оба вернулись в Главное управление геодезии и картографии и были направлены на аэрофотосъемочные работы в одно из подразделений ГУГиК.

Но вернемся к нашей экспедиции. Осенью 1941 года к нам были направлены топографы Болкунов, Мозесон, Сафронов, Костромин, Беркович, Ворона и Куликов, гравиметристы Росинский и Сушинский, радист Иванов, нивелировщик Шилов. Полевые работы начались еще в августе и продолжались до конца зимы, несмотря на шестидесятиградусные морозы. Прокладывался нивелирный ход второго класса от Верхоянска до Якутска, а из Якутска навстречу Шилову прокладывала нивелирный ход бригада Воробейчикова. Географ Колосов собирал географические данные, Росинский с Сушинским производили измерения с помощью топографического оборудования, прокладывались теодолитные ходы. В конце июля 1942 года в экспедицию прибыл гидросамолет МП-1бис. В состав экипажа входили пилот Польмбах, штурман-аэрофотосъемщик Титов и радист, фамилия которого не сохранилась. Члены экипажа базировались на озере Кульмах, куда заблаговременно завезли авиатопливо, юрты и необходимое для работы оборудование. Фотолабораторию, помещение фотограммчасти, склады строили своими силами в основном из досок и дерна, которые обкладывались снегом и заливались водой. В результате получались ледяные дома. Прибывшие оказались профессионалами – за полтора месяца они засняли площадь – 30 000 квадратных километров. Фотолаборанты Кирюхин и Маленков своевременно и качественно проявляли пленку, проводили контактную печать, а фотограмметристы Крисанова и Семененко оперативно монтировали фотосхемы, проводя границы рамок по определенным и опознанным астропунктам и теодолитным ходам. Таким образом, на всю площадь залета были изготовлены фотосхемы и переданы геологам из Томска в 1942 году.

Экспедиция геологов размещалась недалеко от нашего лагеря в поселке Батыгай. По окончании аэрофотосъемки гидросамолет взял курс на Якутск. С момента вылета гидросамолета с бортрадистом непрерывно поддерживалась радиосвязь. После каждого запроса о полете следовал ответ, что полет нормальный. Однако внезапно связь прервалась. Из Якутска радист Телин сообщил, что слышал нашу радиосвязь с бортом гидросамолета, но сам с ним не разговаривал. На следующий день организовали поиски пропавшего самолета со стороны Верхоянска и со стороны Якутска. Поиски велись с воздуха самолетами ГВФ и на земле – силами местных охотников, но результатов они не дали. Мы все же надеялись, что гидросамолет совершил вынужденную посадку где-нибудь на реке Лене или на другом водоеме и в конце концов выйдет на связь, но наши надежды не оправдались. Только спустя много лет выяснилась трагическая судьба экипажа. В 1957 году останки сгоревшего гидросамолета случайно были обнаружены в предгорьях Верхоянского хребта. По обгоревшей полевой сумке, в которой сохранился остаток накладной на получение со склада экспедиции продуктов питания, была установлена принадлежность самолета.

В следующем, 1943 году другой самолет в составе пилота Сидорова, штурмана-аэрофотосъемщика Титова и бортрадиста (фамилия также не сохранилась) продолжил облеты остальной части объекта. Засняли площадь – 60 000 квадратных километров. В то время это был рекорд по облету за летний сезон одним самолетом такой площади. По этим аэрофотосъемкам своевременно были изготовлены фотосхемы и переданы геологам. Работали по 10–12 часов в сутки. В 1943 году все полевые работы были завершены, материалы переданы в камеральное производство Якутского аэрогеодезического предприятия, которое было сформировано 1 января 1942 года и в состав которого вошла наша экспедиция. Первым начальником предприятия был Владимир Сысоевич Чернышев. Топографическая карта масштаба 1:100 000 бассейна реки Яны была изготовлена в установленный срок. За самоотверженный труд и своевременное выполнение правительственного задания многие члены экспедиции были награждены почетными грамотами Президиума Верховного Совета Якутской АССР. Победа над фашистской Германией ковалась и в далеком тылу. 


Галерея

Поделиться ссылкой: