Геосервисприбор: спад на российском рынке геодезического оборудования вызван его перенасыщенностью

Геосервисприбор: спад на российском рынке геодезического оборудования вызван его перенасыщенностью

Ю.А. Иванов

Российский рынок геодезического приборостроения сокращается уже несколько лет подряд из-за падения платежеспособного спроса, при этом сам рынок слабо консолидирован. В новом, 2020 году маркетологи ожидают сохранения рынка на уровне 2018 года, хотя и называют этот прогноз крайне «оптимистичным».

Основные причины замедления продаж на данный момент – это ухудшение макроэкономической ситуации, сохранение негативного влияния повышения НДС, рост цен на топливо и пр. Сегодня наблюдается общее замедление динамики внутреннего потребления, поскольку потребители, в том числе геодезического оборудования, тратят значительные средства на погашение кредитов.

Очевидно, настал как раз тот момент, когда поддерживать некоторые направления развития бизнеса геодезического приборостроения просто нерентабельно, а продавать геодезическое оборудование в самом низком ценовом диапазоне означает сознательный демпинг, то есть продажи будут осуществляться себе в убыток.

При этом на российском рынке наблюдается весьма существенная конкуренция. Впрочем, маркетологи объясняют сокращение продаж как ростом цен на геодезические приборы, так и увеличением среднего срока эксплуатации конкретного геодезического прибора, например, тахеометра.

По итогам третьего квартала 2019 года рынок в единичных продажах остался на уровне прошлого года. При этом весь рынок геодезического приборостроения в первом полугодии сократился на 3–4%. Впрочем, несмотря на спад продаж и уход с рынка ряда приборостроительных брендов, по итогам четвертого квартала текущего года ожидаются показатели, аналогичные этому периоду в 2018 году. Однако маркетологи объясняют сегодняшнюю динамику продаж не только ростом цен и увеличением срока эксплуатации оборудования, но и перенасыщенностью некоторых сегментов рынка.

Спрос на кредитование деятельности компаний в условиях отсутствия роста реальных доходов остается по-прежнему высоким.

В целом участники рынка настроены пессимистично и ожидают, что по итогам 2019 года ряд сегментов рынка упадет из-за негативных тенденций в экономике, а «спящий режим» начала нового года также окажет отрицательное влияние на деловую активность.

Вместе с тем маркетологи считают, что, потенциал сегмента электронных тахеометров достаточно высок, так как сегодня огромный парк тахеометров, находящихся у потребителей, нуждается в обновлении.

При этом эффект высокой базы 2018 года оказывается незначительным, а сам российский рынок геодезического приборостроения более подвержен колебаниям спроса, нежели другие рынки.

Все эти факторы наложились на рост цен (из-за НДС и инфляции), увеличение стоимости кредитов и общее снижение инвестактивности потребителей в новое оборудование, что в целом тянет рынок ко дну на фоне падения платежеспособного спроса потребителей.

Имеет место и репутационный эффект. Например, Leica, один из ключевых брендов на российском рынке, всегда ассоциирующийся с надежностью и высоким качеством, что помогает бренду приобретать лояльность новых потребителей. Но при этом следует понимать ментальность россиян, которые используют оборудование компаний Trimble и Leica уже не один год. Это устоявшаяся аудитория, которую практически невозможно убедить перейти на какой-то другой бренд.

Впрочем, в более низких ценовых сегментах бренд, как правило, играет вторичную роль, а уровень конкуренции в категории недорогого оборудования растет за счет китайских производителей, которые расширяют свои линейки оборудования в нижних ценовых сегментах.

Для выживания приборостроительным фирмам необходимо предлагать лучшие цены, сопоставимые с качеством оборудования, маркетинговую поддержку и достаточно высокую маржинальность поставляемых приборов, а такой ресурс есть не у всех продавцов.

При этом выход на российский рынок каких-то новых брендов сопряжен со значительными инвестициями, однако инвестировать достаточно крупную сумму на рынке, где новый бренд не обладает гарантированным конкурентным преимуществом, чревато большими рисками.


Поделиться ссылкой: