Геосервисприбор: слабый спрос, как основная проблема российского рынка, продолжается
Ю.А. Иванов
Сегодняшняя база потребителей, реально участвующих в закупке нового, геодезического оборудования, сравнительно стабильна, но основная проблема развития российского рынка геодезического приборостроения и др. – слабый спрос, еще не решена. При этом, в перспективе, эффект масштаба будет играть определяющую роль, поэтому будут продолжаться рыночные процессы системного формирования реально значимых мировых брендов: Leica, Trimble и др.
Маркетологи указывают на продолжающуюся стагнацию доходов потребителей. Однако сегодня создать какой-то дополнительный трафик потребителей не получится, нужно рассчитывать на аудиторию, которая уже сформировалась. Текущие, ключевые проблемы продавцов российского рынка геодезического приборостроения, состоят в том, что они теряют продажи и наращивают убытки, и эта ситуация остается без изменений. При этом, в каждом сегменте рынка обязательно есть стратегические противники, и здесь необходимо достаточно грамотно выбирать маркетинговые концепции для продвижения своего оборудования.
Но в 2020 году значительного роста рекламных инвестиций для продвижения нового оборудования ждать не стоит, так как сам рост затрат ограничивает, в том числе, непрозрачное ценообразование.
В тоже время, на фоне падения покупательской способности вряд ли сформируется спрос, достаточный для достойной маржи. Сегодня конкуренция российских продавцов, часто демпингующих ради наращивания объемов продаж, заставляет других участников рынка пересматривать свои локальные стратегии.
Сегодня на рынке ведется практически персональная работа, заключающаяся в доведении ключевой информации до конечного потребителя.
Сегодня все профессиональные продавцы геодезического оборудования обеспечивают примерно одинаковое количество сервисных услуг, поэтому сама конкуренция постепенно смещается на уровень профессионального опыта и отзывов потребителей.
Впрочем, у мировых приборостроительных брендов: Leica, Trimble и др. очень серьезная репутация и очень сильные позиции на рынке. При этом, доля Leica уверенно растет по итогам 10 месяцев текущего года, но оценить лояльность аудитории, жизненные циклы потребителей достаточно сложно.
При этом, вторичное, геодезическое оборудование дорожает не хуже новых приборов. При этом эксперты отмечают, что часть потребителей, которых не устраивает вторичное оборудование и высокие цены на новые приборы могут и вовсе оказаться без обновления своего приборного парка.
В тоже время, динамика цен на вторичном рынке во многом определяется ценами на новое оборудование, а они демонстрируют стабильный рост. В тоже время, из-за кризисов, общего сокращения первичного рынка по сравнению с докризисным уровнем, на вторичном рынке стало меньше оборудования в хорошем состоянии, возрастом в пределах 3-5 лет, а когда стоимость нового оборудования растет, то вторичный рынок также реагирует повышением цен на вторичные аналоги.
Однако, потребители в б/у сегментах более чувствительны к изменению цен, но у них, как правило, больше вариантов, поскольку можно рассмотреть аналогичное оборудование «старшего» года выпуска.
Сегодня даже агрессивные маркетинговые компании формируют у потребителей устойчивый скепсис относительно скидок, примеры прошедшей «черной пятницы» весьма показательны.
В тоже время, смены потребительских предпочтений в сторону низких ценовых сегментов не произошло, а сам тренд снижения продаж, который уже проявляется несколько лет, безусловно отразится на общей годовой динамике.
В целом, текущая структура спроса сегодня крайне неустойчива, а драйверы роста, которые работали в прошлые годы, сегодня не так очевидны.