Уважаемые коллеги!
2019 год для всех нас является юбилейным. 15 марта 1919 года был подписан Декрет о Высшем Геодезическом Управлении.
В этой рубрике Вы сможете увидеть серию публикаций, посвященных истории геодезии и картографии, а также современному развитию отрасли.
«По железным дорогам, через Елец, непрерывным потоком шли на запад эшелоны с войсками и техникой, на восток – с эвакуируемым оборудованием предприятий, с людьми, запасами зерна и других продуктов; вдоль железных и шоссейных дорог тянулись стада эвакуируемого скота, шли и ехали люди». (из воспоминаний Дмитрия Николаевича Журилина)
Таким кошмаром обернулась летняя экспедиция 1941 г. для 18-го топографического отряда Московского аэрогеодезического предприятия ГУГК. Получив задание выполнить топографические съемки на фотопланах в масштабах 1:50 000 и 1:100 000 между Орлом и Воронежем группа топографов во главе с Дмитрием Николаевичем Журилиным оказалась у города Елец - важного железнодорожного узла, связывающего разные части страны.
Бросить работу - не было даже мысли. Лишь максимально ускоряли съемки, беря на себя нагрузку призванных на фронт товарищей. Для этого кардинально изменили привычную для мирного времени технологию полевых работ. Одну трапецию снимали параллельно несколько человек, что исключало перемерку участков. Фашисты наступали. Выработка отряда увеличилась в среднем до 200 %. Трудились, не зная отдыха. Для ускорения создания листов карты работу сдавали по частям, по мере готовности отдельных, несколько раз выверенных, планшетов. Направляли их с нарочным в Москву на предприятие, где в камеральных условиях планшеты готовили к изданию и сдавали в печать. Последний планшет заканчивали в начале сентября, когда противник уже приближался к городу. Полностью выполнили задание и покинули Елец за день до вступления в него врага.
Тогда топографы еще не знали, что с началом войны их рабочий сезон станет круглогодичным – в распутицу и сырость, когда вспухала бумага и на нее не ложился карандаш; в дождь и туман, когда в ста метрах не было видно деления рейки; в мороз и снег, когда нужно было выполнить точные съемки, прошагав с инструментами не менее десяти километров в сутки…