Уважаемые коллеги!
2019 год для всех нас является юбилейным. 15 марта 1919 года был подписан Декрет о Высшем Геодезическом Управлении.
В этой рубрике Вы сможете увидеть серию публикаций, посвященных истории геодезии и картографии, а также современному развитию отрасли.
Викторов Николай Васильевич - главный инженер оптической лаборатории Северо-Западного АГП, лауреат Сталинской премии, ветеран труда. Работал с 1930 года, разработал и обеспечил выпуск серии объективов отечественного "аэропроектора Мультиплекс" и ряда других приборов.
В музей производственного объединения «Северо-Западного АГП ("Аэрогеодезия")» т.Захаровой Н.Ф., 1987 год:
"В конце августа 1941г. через Куйбышевский райком партии я был приглашен в комиссию, которую возглавлял т.Семенов (инициалы не помню), в Смольный. Я работал главным конструктором (ЛОЦНИИГиК) и был связан с работами по стабилизации. Там я познакомился с т.Котиным Жозефом Яковлевичем, главным конструктором Кировского завода. Вопрос о стабилизации (пушки) отпал, и был поднят вопрос об улучшении видимости из танка (как выражались, «смотрят в дырку»). Были выяснены требования и условия, и наш институт Сев.Зап.АГП приступил к разработке и созданию такой оптической трубки. Через 5 дней трубка была разработана и представлена, она была не одна, подобные трубки были представлены и другими организациями (ГОИ и др.). Но т.Котин Ж.Я. и его коллеги с завода остановились на образце, представленном нами. Опытный образец трубки (кстати, он и передается в музей) испытывался на танке Кировского завода в районе, прилегающем к заводу. При испытаниях я присутствовал. И как трубка была одобрена и пущена в производство, началась установка ее на танки.
В блокаду 1941 года к февралю 1942г. ЛОЦН ИИГиК предприятия сумел изготовить 500 таких трубок. И я в конце февраля был командирован (командировка была подписана секретарем горкома т.Кузнецовым) в Челябинск, куда эвакуирован был Кировский з-д летом 1941г. Была предоставлена грузовая машина, погружены ящики с трубками и один Фотосъемочный щелевой танковый аппарат (который мы тоже специально разработали и построили). Через Дорогу жизни переправились до ст. Жихарево. На этой машине было вывезено 12 сотрудников из блокадного города. На ст.Жихарево погрузились в товарный вагон «красненький». В Ярославле я был снят с поезда и отправлен 27/2-42г. в Стогинскую больницу с диагнозом: острый этероколит, миокордит. Резкое истощение. Груз поехал в Челябинск без меня. 4 мая 1942г. было разрешено приступить к работе. В Челябинск я попал в июне. Трубки устанавливались на танки Т-34, выпускаемые заводом.
Щелевой танковый аппарат потребовал в броне танка окошко 60х60мм. Аппарат прошел испытания. Снимки (лента) получались забавные, так как местность фотографировалась на ленте «волнисто» - соответственно движению танка, на снимках рисовалась картинка хода танка. На этом испытания щелевого аппарата и были закончены.
(Опытный образец оптической трубки прилагается)
Ветеран труда, персональный пенсионер РСФСР Викторов Н.В."
Оригинал документа прилагается в виде графического файла.